Мелкая моторика и речь. Развиваем ребёнка домашним хозяйством.

Пояснительная записка…………………………………………………………………….3

Зачем нужно развитие мелкой моторики?

Развитие речи детей посредством мелкой моторики давно известно. Научно доказано, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, т.к. речевой и моторный центры головного мозга находятся очень близко друг к другу. При развитии мелких моторных навыков начинает активизироваться и речевой центр.

Помимо речи, мелкая моторика влияет ещё и на навыки мышления, воображения, она связана с двигательной и зрительной памятью. Благодаря развитию мелкой моторики у ребёнка развивается наблюдательность, внимание, общая координация движений.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, всё просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Способы и рекомендации для занятий по мелкой моторике

Итак, главное не сидеть на попе, а что-нибудь да делать. Поэтому любые способы развития оказывают хорошее влияние.

  • Самое универсальное упражнение – лепка из соленого теста, пластилина, глины. Что больше нравится, то и берите.
  • Более доступные способы – игры с крупой, мелкими камушками, пуговицами, плодами, листьями.
  • Массаж кистей, пальчиковая гимнастика, в сопровождении потешных стишков-считалочек, пальчиковый театр.
  • Занятия с бумагой: аппликации, плетение, оригами, вырезание ножницами.
  • Рисование фломастерами, раскрашивание картинок красками, штриховки карандашами по душе маленьким сорванцам.
  • Шнуровки, игры с веревками, молниями труднее даются, но не менее полезны.
  • Мозаика, конструкторы, пазлы, кубики, шары, разнообразные фигурки принесут огромную пользу ребенку.
Читайте также:  Какими должны быть нормы роста и веса для мальчиков до года?

Развитие моторики подразумевает наработку разнообразных движений. Потому для достижения этой цели годятся различные способы, то есть нужно все и понемногу.

Все упражнения должны быть интересными для малыша!

А достижению этой цели способствует соблюдение таких правил.

  • Продолжительность занятий не больше 10-15 минут. Каждый раз руководствуйтесь настроением ребенка.
  • Предметы для игры всегда давайте непосредственно во время занятия. В противном случае любопытство малыша быстро пройдет.
  • Также убирайте с поля зрения все ненужные игрушки, поскольку они будут отвлекать внимание.
  • Упражнения обязательно чередуйте. Если ребенок хандрит и занятие ему не по душе, не настаивайте. Предложите другую игру.

Родителей всегда волнует вопрос, какими способами обеспечить полноценное развитие своего ребенка. Так вот, именно развитие мелкой моторики и предоставляет такую возможность.

Чем можно заниматься с ребенком для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика

Дошкольников легко заинтересовать двумя формами пальчиковых упражнений:

  • Играми, в которых движения пальцев зависят от сюжета истории. В этом случае важно соблюдать правильную последовательность:
    • Покажите малышу упражнение.
    • Пусть ребенок 1–2 раза повторит движения пальцев, ладошек, рук.
    • Медленно проиграйте вместе с ним весь сюжет без слов.
    • Добавьте слова.
  • Театральными представлениями с пальчиковыми куклами. Это могут быть как готовые сюжеты (например, сказок, с которыми ребенок уже знаком), так и импровизации.

Работа с массажными мячами и валиками, Су-Джок терапия

Это может быть:

  • Самомассаж, когда ребенок выполняет действия с предметом и проговаривает слова в соответствии с сюжетом истории, как в случае с пальчиковыми играми. Или проговаривает стишок, нацеленный на автоматизацию конкретного звука.
  • Игра на знакомство с лексико-грамматическими категориями: «один-много», «назови детеныша», «назови ласково» и т. д. В этом случае взрослый перекатывает мячик ребенку, называя предмет (мяч, корова, кошка), малыш ловит мячик ладошками, перекатывает обратно и отвечает в соответствии с заданием (мячей, теленок, кисонька).
  • Отработка использования предлогов. Например, по заданию взрослого ребенок будет брать мячик в руки, прятать за спину, класть около себя и т. п.

Игры с мелкими предметами

Это может быть все что угодно – бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.

Читайте также:  Синдром Кавасаки у детей: причины и лечение. Кавасаки болезнь

Игры со шнуровками

В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест), продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы. Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным.

Вышивание

Для детей младшего возраста можно приобрести специальные наборы, которые представляют собой заготовки из пластика или картона и безопасную пластиковую иголку. В более старшем возрасте ребенок может учиться уже традиционной вышивке.

Работа с бумагой

Такие задания могут включать складывание, вырезание, выполнение аппликаций, оригами.

Работа с карандашом

Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.

Игры с песком

Ребенку можно предложить:

  • Рисовать на песке пальчиками.
  • Пересыпать из одной ладошки или емкости в другую.
  • Рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками.
  • Лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Лепка

Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Для начала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке: ее герои должны быть связаны между собой какой-то историей, явлением, событием.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

  • Снять прищепки («жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку.
  • Подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.
  • Делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Массаж пальчиков рук

Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками («Сорока-белобока» и т. п.). Или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.

Хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения

Как видите, процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Не забывайте хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически – и результаты не заставят себя ждать.

Читайте также:  Какие молочные продукты можно есть при грудном вскармливании?

Основные этапы развития крупной моторики у детей.

Понимание того, как развивается крупная моторика твоего ребенка имеет важное значение. Это важно для того, чтобы выбрать подходящие учебные мероприятия. Эти упражнения стимулируют ребенка, но не бросают ему вызов сверх текущих способностей.

Развитие и приобретение новых грубых двигательных навыков следуют определенным предсказуемым моделям. Также оно разделяется по возрастам ребенка, отмеченным этапами развития крупной моторики.

От рождения до трех лет существует более ста уникальных этапов развития только крупной моторики.

Как развивать крупную моторику

Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников? Существует большое количество разнообразных игр и упражнений.

  • Первое и самое простое – это зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  • Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело .

Кстати, отмечает Владимир Ахунов, не только упражнения развивают крупную моторику.

Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.

И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.