7 простых упражнений для развития внимания и памяти у ребенка

Используя эти возможности ребенка, родителям следует дополнительно развивать память малыша. Начиная с 1,5-2 лет, предлагайте крохе игры и занимательные упражнения для развития памяти, которые укрепят разные ее виды: зрительную, двигательную и слухоречевую. Предлагаем вам несколько идей, как развивать память ребенка этого возраста и увлекательно проводить с ним время.

Игры на повторение движений

Кто из малышей не любит кривляться перед зеркалом? Направьте эту энергию в полезное для него русло – для развития двигательной памяти. Станьте с ним перед зеркалом и выполните несколько простых движений, например, поднимите руку, наклонитесь и покажите язык. Пусть маленький шалун попытается повторить за вами. Постепенно усложняйте связки, увеличивая количество движений.

Похожую игру для развития памяти и внимания можно придумать, сидя на диване. Предложите малышу повторять за вами череду жестов. Для деток постарше можете придумать интересный игровой сюжет (например, передавать зашифрованную информацию тайному агенту-зайчику).

Задания для Развития Памяти у Детей

Упражнения на развитие словесно-логической памяти

Задания для Развития Памяти у Детей

Поскольку в дошкольном детстве начинает формироваться словесно-логическая память, на занятиях в ДОУ будут актуальны следующие упражнения:

Задания для Развития Памяти у Детей
Задания для Развития Памяти у Детей
Задания для Развития Памяти у Детей
  • «Собираем чемодан». Дети по очереди нанизывают на фразу слова: «Я собираю в дорогу чемодан и кладу в него шарф, очки, книгу…». Побеждает тот, кто сможет запомнить самую длинную фразу.
  • «Рифмовка». Ребёнок подбирает рифмы к написанным/названным словам или находит как можно больше слов к одному заданному.
  • «Инструкция». Взрослый просить выполнить ребёнка что-то по инструкции. Ребёнок запоминает и воспроизводит цепочку действий.
  • «Ассоциации». Ребёнок находит слова-ассоциации для называемых взрослым: лето-жара, дождь-зонтик. Для читающих детей слова даются на карточке.
  • «Повторение фраз». Педагог проговаривает 3–4 короткие фразы: «Девочка играет в мяч. Мальчик кормит котёнка. Мама готовит обед. Бабушка вяжет шарф». Ребёнок повторяет. Если возникают трудности с запоминанием, воспитаннику предлагается сделать рисунки-напоминания под озвученные фразы.
Задания для Развития Памяти у Детей
Задания для Развития Памяти у Детей
Задания для Развития Памяти у Детей
Задания для Развития Памяти у Детей

Упражнения

Хороший результат дают специальные упражнения для развития интеллекта. Они улучшают память, внимание, в результате улучшается вся мозговая деятельность.

Наиболее эффективны следующие задания для детей:

  1. Малышу дают лист с набором слов и полминуты на их запоминание. После этого он по памяти должен воспроизвести их.
  2. Ребенку полминуты показывают картинку, которую он затем должен воспроизвести по памяти. Начинать нужно с простых рисунков и постепенно усложнять задачу.
  3. Ребенку называют предмет, а он должен описать его по памяти. Естественно, выбирать нужно только те предметы, которые малыш хорошо знает.
Читайте также:  Атопический дерматит диета для детей меню

Это интересно!

Все о витамине Д

Этот витамин не растворяется в воде и не разрушается под воздействием высоких температур. Для чего детям нужен витамин Д?

Подростковое внимание

Внимание — способность человека сконцентрировать свои познавательные процессы на конкретном объекте с целью его всестороннего изучения. [1]

Одна из главных особенностей развития ребенка в 10-12 лет — он, в отличие от младшего школьника, может управлять своим вниманием. Уровень концентрации подростка на каком-либо виде деятельности носит порой избирательный характер. Простой пример: ребенок очень внимателен и сосредоточен, когда занимается любимым хобби или играет с друзьями, но в школе на уроке он может постоянно отвлекаться, поскольку считает занятие скучным.

Именно невнимательность часто «тормозит» умственное развитие ребенка 13-15 лет и старше, а также становится причиной плохой дисциплины и успеваемости в школе. Но по мнению многих психологов, у этой проблемы скорее социальный характер, она не определяется какими-либо нарушениями в развитии познавательных процессов — ребенок всегда более внимателен к тем объектам, которые ему интересны. Задача родителей — помочь подростку развивать способность концентрироваться. Не менее важную функцию берут на себя учителя в школе — подача учебного материала должна быть интересной и соответствовать возрастной группе детей.

Развивать внимание у подростка крайне важно. Это учит его [2]:

  • длительное время быть сосредоточенным на конкретной деятельности;

  • вычленять из списка задач наиболее значимые для себя;

  • выполнять задачи, состоящие из многих операций;

  • быстро «переключаться» на выполнение других задач, если этого требуют внешние обстоятельства.

Несколько заметок о детской невнимательности

В раннем детстве устойчивость внимания очень низкая, дети не могут произвольно и подолгу концентрироваться на конкретной деятельности. Но к школьному возрасту, 6-7 годам у них вырабатывается эта способность, однако, это не означает, что ребенок не нуждается в развитии внимательности.

Внимательность бывает нескольких видов:

  • непроизвольной – появляется спонтанно, когда малыш чем-то очень увлечен;
  • произвольной – закладывается к 6-7 годам и позволяет усваивать школьные знания;
  • постпроивольной – осознанным вниманием, которое вырабатывается у детей вследствие интересующих предметов.

Тем не менее, отвлекающих факторов от какого-либо действия или предмета бывает довольно много. Объясняется это тем, что дети не так давно вошли в этот мир, перед ними обнажилось море возможностей, они ко всему и сразу проявляют интерес и стремятся объять необъятное.

Родителям необходимо помочь ребенку в развитии внимательности и сосредоточенности. Можно предложить малышу поиграть в конструктор, собрать картину из пазов. Уместными окажутся игры на развитие памяти и внимательности, как правило, это обучающие карточки, тренажеры, с доступными для детей заданиями. Развивать память ребенка необходимо с раннего детства. Среди психологов и педагогов по раннему развитию особой популярностью пользуются карточные методики Глена Домана на развитие памяти. Такие карточки позволяют не только познакомить малышей с окружающим миром и расширить их кругозор, но и к возрасту 3-4 годам добиться существенного увеличения словарного запаса. Приведем несколько вариантов игр, которые научат детей сосредотачиваться и быть внимательными.

  1. Разучивайте с малышом понятия величины. Процесс обучение дополняйте наглядными пособиями, картинками. Предложите задание: «Какая пирамидка больше?», «Какая коробка меньше?» Пусть малыш манипулирует с предметами, держит их в ручках, познает формы. Попросите собрать пирамидку согласно форме;
  2. Упражнение на поиск пары. Это задание прекрасно тренирует внимательность. Ребенку в возрасте 2-3 лет очень трудно сконцентрироваться и отыскать парный предмет, но после 3-х, ему удается легко и оперативно справиться с заданием. Эта игра становится очень забавной и увлекательной. Игру можно усовершенствовать, усложнить, предложив из набора предметов исключить лишний. Малыш должен не только знать свойства и особенности предметов, но и уметь оперировать понятиями, устанавливать закономерные связи между предметами;
  3. «Прятки». Спрячьте в комнате какой-либо предмет, или несколько игрушек. Чтобы малыша заинтересовать и мотивировать, спрячьте сладости. Пусть ребенок отыщет спрятанное. Чтобы игра не была затяжное и монотонной, можно давать подсказки, ориентиры «холодно-тепло-горячо»;
  4. Поиск по описаниям. Эта игра очень напоминает предыдущую, однако здесь уместно предмет наделить важными, отличительными признаками. К примеру, можно дать краткое описание предмета: большой, мягкий, в полоску. Упражнение тренирует память, учит сосредотачиваться, а также заставляет работать воображение;
  5. Поиск пропавшего предмета. Разложите перед ребенком 5-10 предметов, все они должны отличаться по форме. Попросите кроху внимательно в течение 20 секунд рассмотреть их. Пусть закроет глаза. Вы тем временем уберете один предмет. Малыш должен определить, что было исключено из группы. Эту игру можно разнообразить и усложнить. Не открывая глаза, ребенок должен тактильно, на ощупь определить какой предмет отсутствует. Это упражнение развивает не только внимательность, но и способствует развитию мелкой моторики рук;
  6. Игра «Найди отличия». Это одна из самых популярных, забавных и увлекательных игр, которую можно без труда найти в любой детской развивающей литературе. Разложите перед ребенком две одинаковые картинки, с незначительными, малозаметными отличиями. Ваше чадо должно назвать вам все несоответствия;
  7. Детям постарше можно порекомендовать игры, связанные с конструированием. К примеру, предложите по инструкции собрать домик, машинку. Материалом для игры может стать конструктор, кубики, деревянные конструкции, геометрические фигурки.
Читайте также:  Как лучше всего избежать токсикоза при беременности: что принимать

Видео с уникальным курсом игр для детей развивающие внимательность и память

Упражнение на развитие аудиального внимания и памяти

Можно использовать разные предметы: музыкальные инструменты, пакеты (полиэтиленовый, бумажный); фольгу, крышки от кастрюль. Сначала ребенок пробует, какие звуки издают все эти предметы. Потом отворачивается, а ведущий звучит каким-либо предметом. Ребенок угадывает, откуда исходит звук. Чтобы усложнить задачу, можно звучать похожими предметами: разными колокольчиками, разными пакетиками. И просить малыша улавливать оттенки звуков. Эти навыки помогают в освоении языков и грамотной речи. Упражнение на развитие переключаемости внимания

Лучший способ тренировать переключаемость внимания, показывать ребенку картинки «двойного виденья» — когда в одном изображении прячется два образа. Например, лицо и ваза, старуха и девушка, заяц и утка и так далее.

Графические диктанты

Хорошо развивает внимание рисование по клеточкам и графические диктанты. Начинать писать графические диктанты нужно с простых изображений, постепенно переходя к сложным. Чтобы освоить этот нужный для ребенка навык, есть прекрасное пособие «Математические диктанты по клеточкам».

Графические диктанты
Графические диктанты

О. Наумова «Математические диктанты по клеточкам»

Графические диктанты
Графические диктанты

Занимаясь по этой книге, ребенок пошагово, плавно переходя от одного задания к другому, научится писать математические диктанты по клеточкам. Обучение будет в радость и вам, и вашему малышу.

Графические диктанты
Графические диктанты
  • В книге 65 упражнений, составленных в игровой увлекательной форме.
  • Все задания построены по принципу «от простого к сложному».
  • Задания вызывают у ребенка интерес.
  • Ребенок сможет выполнять упражнения самостоятельно.
Графические диктанты
Графические диктанты

Польза для ребенка:

Графические диктанты
Графические диктанты
  • развитие пространственного мышления;
  • тренировка внимания;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • научится ориентироваться на листе бумаги;
  • развитие  воображения и памяти;
  • легче овладеет письмом;
  • станет более уверенным в себе.
Графические диктанты
Графические диктанты

Эта книга будет отличным подспорьем при подготовке ребенка к школе и спасением для первоклассника, не справляющегося с графическими диктантами.

Графические диктанты
Графические диктанты

СкачатьПерепиши правильно

Графические диктанты
Графические диктанты

Без ошибок переписать строчки с бессмысленным буквенным рядом:

Графические диктанты
Графические диктанты

Опрворпр промоикож флжшшрт

Задание способствует формированию концентрации, интенсивности, сосредоточенности.