10 способов выучить и рассказать стих на пять

Не можете помочь ребенку выучить стих? А все потому, что вы, воз­можно, нажи­ма­ете не на те струны, и нажи­ма­ете при этом так, что ребенку ста­но­вится трудно запо­ми­нать даже дву­сти­шье. Между тем, все так легко и про­сто! Читаем советы… 

Как быстро учить стихи с ребенком: практические советы, стишки для детей 2-лет для заучивания и развития памяти

Некоторые родители рассказывают своим крохам самые разные стихи и потешки с самого рождения, другие же ждут, когда ребенок станет старше и сам начнет проявлять интерес к стишкам и их заучиванию. Какой из вариантов верный?

Память маленького ребенка – чистый лист. И именно родители должны заниматься тем, чтобы этот «лист» заполнялся нужными и полезными знаниями. Важно понимать, что память, как и мышцы, можно тренировать и от того, насколько качественно вы будете это делать вместе со своим ребенком, зависит то, насколько быстро он будет запоминать информацию, в том числе стихи.

Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком

1 этап. Обя­за­тель­ное чте­ние сти­хо­тво­ре­ния взрос­лым. Вы даете обра­зец выра­зи­тель­ного и пра­виль­ного чте­ния. Помо­га­ете ребенку про­чув­ство­вать настро­е­ние и харак­тер стихотворения.

Давайте, попро­буем выучить малень­кое сти­хо­тво­ре­ние В. Орлова«Дятел» и пра­вильно про­чи­таем его ребенку.

Дятел, Даже молодой, — Веж­ли­вая птица: Он всегда Перед едой К червячку Стучится!

2 этап. Выяс­нить, как ребе­нок понял смысл сти­хо­тво­ре­ния. Спро­сить, о чем гово­рится в стихотворении?

Какой дятел? (Моло­дой, вежливый)

Почему дятел веж­ли­вый? (потому, что стучится)

Зачем он сту­чится к чер­вячку? (чтобы добраться до чер­вячка, найти его)

3 этап. Уточ­нить зна­че­ние труд­ных слов, спро­сить все ли понятно. Про­чи­тать с чита­ю­щим ребен­ком труд­ные слова из текста.

4 этап. Про­чи­тать еще раз вме­сте, если ребе­нок читает. Или пусть ребе­нок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)

5 этап. Очень хорошо сов­ме­стить чте­ние с дви­же­ни­ями тела или можно сде­лать так:

на пер­вой строчке пока­зать длин­ный нос – дятел,

На слово «веж­ли­вая» птица – неболь­шой поклон,

На слова «перед едой» — пока­зать как дви­жется ложка ко рту,

«К чер­вячку сту­чится» — посту­чать по столу.

Так можно при­ду­мать любые дви­же­ния, чтобы сра­бо­та­ла­дви­га­тель­ная память и ребенку легче будет запом­нить поря­док строк. Только обра­тите вни­ма­ние, что дви­же­ния выпол­няем, когда читает взрос­лый или читает ребе­нок, то ника­кие дви­же­ния не выполняются.

6 этап. Нари­со­вать это сти­хо­тво­ре­ние в виде сим­во­лов или сде­лать иллю­стра­цию к тек­сту. Здесь можно про­ри­со­вать не каж­дую строчку, а смыс­ло­вую фразу. Это сти­хо­тво­ре­ние можно изоб­ра­зить в виде 3 кар­ти­нок-сим­во­лов: дятел (птичка, длин­ный клюв), тарелка, рас­по­ло­же­ние кар­ти­нок помо­жет ребенку, у кото­рого пре­об­ла­дает зри­тель­ная память.

Читайте также:  Как начинаются и сколько длятся первые родовые схватки

7 этап. Заучи­вать сти­хо­тво­ре­ние не по строчке, а по фраза длин­ная, то можно раз­бить ее на части. Заучи­ва­ние сов­ме­щать с пока­зами кар­ти­нок и движениями.

Читаем первую фразу « Дятел, даже моло­дой, — веж­ли­вая птица» и ребе­нок повто­ряет ее 2–3 раза ( вслух, шепо­том, с закры­тыми гла­зами). Затем к пер­вой фразе при­кле­и­ваем сле­ду­ю­щую «он все­гда перед едой» и ребе­нок повто­ряет сразу 2 фразы 2–3 раза. Затем при­кле­и­ваем сле­ду­ю­щую фразу и повто­ряем 2 уже заучен­ные и 1 новую « к чер­вячку стучится».Затем повто­рить все сти­хо­тво­ре­ние вме­сте 1–2 раза и отло­жить на время.

Если сти­хо­тво­ре­ние длин­ное, то надо раз­бить его на смыс­ло­вые части и каж­дую часть учить таким обра­зом, а потом все объединить.

8 этап. Повто­рить сти­хо­тво­ре­ние вме­сте через про­ме­жу­ток вре­мени, через пол­часа, позже, перед сном, на сле­ду­ю­щий не стоит делать это в виде экза­мена: «А ну-ка, рас­скажи, я посмотрю, как ты запом­нил». Гораздо эффек­тив­нее, если Вы пред­ло­жите рас­ска­зать вме­сте папе, бабушке, соседке. Если Вы нач­нете рас­ска­зы­вать, а потом «забу­дете» и попро­сите ребенка помочь. Если Вы попро­сите ребенка послу­шать, пра­вильно ли Вы запомнили.

Можно попро­сить малыша, чтобы онвы­учил это сти­хо­тво­ре­ние с котен­ком, с игру­шеч­ным миш­кой или какой-нибудь игруш­кой. Можно рас­ска­зать сти­хо­тво­ре­ние на ночь подушке, луне, и это может быть смешно, а дети все вос­при­ни­мают за чистую монету, и с удо­воль­ствием будут рас­ска­зы­вать и вымыш­лен­ному домо­венку, и луне за окном и дождику.

9 этап. Повто­рите сти­хо­тво­ре­ние через день,через два, помо­гая малышу кар­тин­ками и дви­же­ни­ями, если он забудет.

Вот и все. Если вы прой­дете эти 8–9 эта­пов, то Ваш малыш пре­красно выучит сти­хо­тво­ре­ние без напря­же­ния. При таком заучи­ва­нии мы делаем упор на все системы чело­века (слуховую,зрительную,образную память вклю­чаем, кине­сте­ти­че­скую – движения)и все они рабо­тают вме­сте, зна­чи­тельно облег­чая работу ребенка, помо­гая лучше и легче запо­ми­нать стихи.

Если вы будете учить сти­хо­тво­ре­ния таким обра­зом и со школь­ни­ками, они смо­гут даже труд­ные стихи запом­нить быстро и хорошо.

Песенки потешки для самых маленьких

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый,

Другой белый –

Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один серый,

Другой белый –

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один серый,

Другой белый –

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один серый,

Другой белый –

Кланялись бабусе.

Как на Ванькины именины

Испекли пирог былинный –

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Кушай, Ванечка-дружок,

Именинный пирожок –

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Кушай-кушай хорошо,

Скоро вырастешь большой –

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Ладушки-ладушки!

Где были – у бабушки!

Что ели – кашку,

Что пили – бражку!

Ладушки-ладушки,

Снова едем к бабушке!

Баю, баюшки-баю

Не ложися на краю!

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

Да утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок, к нам не ходи,

Наших деток не буди!

Жил-был у бабушки серенький козлик.

Раз-два, раз-два! Серенький козлик!

Бабушка козлика очень любила.

Читайте также:  Виды развивающих игрушек для годовалых детей

Раз-два, раз-два! Очень любила!

Вздумалось козлику в лес погуляти.

Раз-два, раз-два! В лес погуляти!

Напали на козлика серые волки.

Раз-два, раз-два! Серые волки!

Остались от козлика рожки, да ножки,

Раз-два, раз-два! Рожки да ножки!

Баю-баю, надо спать,

Все придут тебя качать!

Приди конь – успокой,

Приди щука – убаюкай,

Приди сом – дай нам сон,

Приди пеструшка – дай подушку,

Приди свинка – дай перинку,

Приди котик – закрой ротик,

Приди ласка – закрой глазки!

Баю-баю, надо спать,

Все придут тебя качать!

Топ, топ, топает малыш.

С мамой по дорожке — милый стриж!

Маленькие ножки не спешат,

Только знай себе твердят:

«Топ, топ, очень нелегки

В неизвестность первые шаги.

А в саду дорожка так длинна —

Прямо к небу тянется она».

Топ, топ… Топ, топ…

Очень нелегки

Топ, топ… Топ, топ…

Первые шаги.

Топ, топ, скоро подрастешь.

Ножками своими ты пойдешь.

И сумеешь, может быть, пешком

Землю обойти кругом.

Топ, топ, время не теряй.

До скамьи без мамы дошагай.

Отойди, прохожий, стороной —

Видишь, человек идет большой.

Топ, топ… Топ, топ…

Очень нелегки

Топ, топ… Топ, топ…

Первые шаги.

Топ, топ, скоро подрастешь.

Ножками своими ты пойдешь.

Будет нелегко, малыш, подчас,

Начинать все в жизни в первый раз…

Топ, топ… Топ, топ…

Очень нелегки

Топ, топ… Топ, топ…

Первые шаги.

Мишка косолапый

По лесу идёт,

Шишки собирает,

Песенки поёт.

Вдруг, упала шишка.

Прямо мишке в лоб…

А дальше знаете полную версию ? Читаем …

Оступился Мишка

И об землю — хлоп!

Засвистел на ветке

Пересмешник дрозд:

– Мишка косолапый

Наступил на хвост!

А за ним вдогонку

Пятеро зайчат:

– Мишка косолапый! –

Из кустов кричат.

Подхватил дразнилку

Весь лесной народ.

– Мишка косолапый

По лесу идет!..

Бросился к берлоге

Маленький медведь:

– Чем такие ноги –

Лучше умереть!

Спрятался за шкапом

И ревёт ревмя:

– Мишкой косолапым

Дразнят все меня!

Мама удивилась:

– Глупенький сынок,

Я всегда гордилась

Формой твоих ног.

Я ведь косолапа,

И папа косолап,

Косолапил славно

И дедушка Потап!

Мишка косолапый

Стал ужасно горд.

Вымыл с мылом лапы,

Съел медовый торт.

Вышел из берлоги

И как заорёт:

– Мишка косолапый

По лесу идёт!

Как выучить текст песни — учим песни с детьми

Привет! Недавно мы снова столкнулись с необходимостью вспомнить нашу волшебную методику запоминания.

Учили мы песню.  Вообще-то мы и раньше учили песни. Но эта песня была особенно заковыристая.

И заковыристость её была в том, что каждый последующий куплет был ну никак не связан с предыдущим. Ну, или, — почти никак.

Поэтому, когда обнаружилось, что никто из детишек 6-7 лет нашего многосемейного ансамбля ну никак не может запомнить эту песню от начала и до конца, нам и пришлось снова взять в руки листочек и ручку и применить нашу любимую весёлую технологию.

Читайте также:  Инструкция по применению глазной тетрациклиновой мази

Итак…

Как выучить текст песни

учим песни с детьми

Вот  и она. Наша шпаргалка.

Изложу сначала краткую суть методики, а затем разберём её на нашем примере.

Краткая суть методики

  1. Возьмите ручку и бумагу.
  2. Определите – что именно  ребёнок не может запомнить – слова или последовательность куплетов?
  3. Если второе – вам необходима схема-рисунок последовательности куплетов. Именно таков наш сегодняшний пример.
  4. Если же необходимо учить слова – рисуем всю песню целиком. Такие примеры имеются у нас в статье о запоминании всего подряд и о заучивании длинных стихов.
  5. Определились? Рисуете вместе с ребёнком! Это могут быть наистрашнейшие крокозябрики. Главное – ребёнок должен знать – этот крокозябрик означает это слово или фразу! Ассоциация должна быть как можно более однозначной.
  6.  Готово? Теперь ребёнку осталось несколько раз пропеть, держа перед глазами листочек.
  7. Теперь листочек  убираем, а картинка остаётся в голове. Далее ребёнок поёт без картинки, но обязательно вспоминает её и потому,  больше не путает последовательность.
  8. Важное замечание – постарайтесь уместить рисунки на один листок. И четко обозначьте последовательность! Можно цифрами, если ребёнок их уже знает.

Рассмотрим на примере

А теперь пройдемся по нашей шпаргалке.

Собственно, что это за песня такая у нас нарисована. Кто догадался?

Наверняка нашелся самый догадливый? Поздравляю!

Ну а для тех, кто почти догадался, раскроем, наконец, до конца этот секрет.

Это — «Скрюченная песня» на слова Корнея Ивановича Чуковского.

Вот тут она целиком. Попробуйте прочитать, закрыть и вспомнить — кто за кем у нас там скрючился?

Каково, а? Всё запомнили?

Если честно, я и с десятого повторения  — не смогла.

А вот пока рисовала этот рисунок-шпаргалку, раз и навсегда запомнила!

Почему? Да потому что:

Жил на свете человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

И стояли у ворот

Скрюченные ёлки,

Там гуляли без забот

Скрюченные волки.

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она,

Сидя у окошка.

А за скрюченным мостом

Скрюченная баба

По болоту босиком

Прыгала, как жаба.

И была в руке у ней

Скрюченная палка,

И летела вслед за ней

Скрюченная галка.

Вот такая у нас весёлая методика. После того, как у нас появилась эта картинка, мы все теперь помним, кто и за кем в ней скрючился. Потому что в памяти осталась картинка-шпаргалка.

На всякий случай повторюсь — рисуйте на одном листочке! Как в шпаргалке или, если длинно — по принципу комиксов. Смотрите такие наше примеры в других статьях про запоминание.

На этом всё. Надеюсь, теперь нашим читателям не придётся больше ломать голову над тем, как выучить песню с ребёнком!

Учите песни и стишки легко и быстро с нашей  весёлой методикой!

И мои детские стишки тоже не забывайте!

Удачи вам и до новых встреч!