Вирусы и бактерии: в чем разница и как защищаться

Человека на любом жизненном этапе подвержен риску заболеть. И это может случиться независимо от силы иммунитета, качества жизни, профессиональной принадлежности. Часто, причиной наших недугов становятся вирусы и бактерии. Многие, при появлении первых признаков заболевания, хватаются за очередную пачку антибиотиков, рассчитывая на скорейшее избавление от недуга. Но нужно ли это делать?

С чем борются антибиотики

Многие думают, что антибиотики борются с вирусами, но это не так. Они атакуют бактерии, которые вызывают различные инфекции, например менингит, бронхит, цистит.

Антибиотики не помогают при вирусных заболеваниях — гриппе, герпесе, СПИДе или COVID-19.

Роман Козлов, главный микробиолог и специалист по антимикробной резистентности Минздрава России, рассказывает, что более 90% заболевших коронавирусной инфекцией получают антибиотики, хотя для вирусных заболеваний это необоснованная терапия, которая может иметь последствия для пациентов в отдаленном будущем.

Основные ошибки при употреблении антибиотиков:

  • лечение болезней, вызванных не бактериями (например, простуда и грипп — вирусные, а не бактериальные заболевания). Во всем мире, в том числе в России, многие врачи без особой необходимости выписывают пациентам антибиотики, а люди бездумно их принимают, иногда даже без консультации со специалистом;
  • злоупотребление в сельском хозяйстве. Фермеры и производители, руководствуясь коммерческими интересами, дают антибиотики животным и птицам для профилактики;
  • неправильный курс приема антибактериальных препаратов (по длительности приема, дозировке или чувствительности). Микроорганизмы могут мутировать и позже стать устойчивыми к лекарствам.
С чем борются антибиотики

Как формируется устойчивость бактерий к антибиотикам

Когда люди употребляют антибиотики бесконтрольно, у микроорганизмов формируется резистентность (устойчивость) к ним — а значит, будет больше смертей от инфекций из-за любых осложнений от болезней или травм. Например, в 2016 году американка умерла от септического шока после перелома ноги: на нее не подействовал ни один из 26 антибиотиков.

Супербактерия — патогенный микроорганизм, устойчивый ко всем типам антибиотиков. На нее не действует агент, ранее подавлявший ее развитие. Пока хоть какой-то антибиотик действует, перед нами не супербактерия.

По прогнозам, к 2050 году в мире будут умирать около 10 миллионов людей в год, потому что на них не будут действовать никакие антибиотики.

Отличие бактерий от простейших

  1. Простейшие относятся к Царству Животных, а бактерии выделены в собственное Царство Бактерии.
  2. Бактерии меньше простейших по размеру. Их нельзя рассмотреть под обычным микроскопом, а только с помощью мощного электронного микроскопа. Также для того, чтобы увидеть бактерию, её обязательно следуют окрасить одним из методов. Простейшие в несколько раз больше по отношению к бактериям. К самым крупным относятся амебы, инфузории и радиолярии.
  3. Бактерии и простейшие отличаются внутриклеточным строением. Самое главное в клетке — это ядро. Бактерии не имеют ядра, такие организмы называют прокариотами. Простейшие — первые на Земле, у кого в клетке образовалось ядро. Простейшие — это эукариоты.
  4. Размножение. Большая часть бактерий воспроизводит себе подобных с помощью деления тела на две половины (амитоз) посредством перетяжки или в результате образования разделяющей перегородки внутри клетки. Размножение у простейших бывает бесполое и половое. Бесполое: деление, шизогония(многоразовое деление ядра — эндомитоз, потом позднее вокруг каждого ядра обособляется цитоплазма).
  5. Способы питания и получения энергии. По способу питания бактерии являются автотрофами. Они самостоятельно вырабатывают необходимые им питательные вещества. Простейшие по типу питания бывают гетеротрофы и миксотрофы. Миксотрофы имеют в цитоплазме органеллы, подобные хлоропластам — хроматотрофы, и способны к автономному, как растения, и гетеротрофному, как животные питанию (например, эвглена зелёная). Питаются одноклеточные другими одноклеточными, водорослями, бактериями, остатками жизнедеятельности растений и животных. Паразитические формы могут всасывать органические вещества поверхностью тела.

БиологияКомментировать

Строение бактерии

Бактериальная клетка окутана плотной оболочкой (клеточной стенкой), выполняющей защитную функцию. Клеточная стенка проницаема, что позволяет питательным веществам проникать внутрь клетки, а продуктам обмена выходить наружу.

Нередко поверх оболочки образуется ещё один защитный слой в виде слизи – капсула, которая оберегает бактерию от высоких температур, предотвращая высыхание.

Строение бактерии

Внутри бактериальной клетки располагаются следующие компоненты:

  1. цитоплазма;
  2. нуклеоид – содержит геномную ДНК, выступая в роли ядра;
  3. гранулы – источник энергии;
  4. мезосомы – участвуют в процессе деления и спорообразования;
  5. рибосомы – требуются для синтеза белка;
  6. плазмиды – выполняют регуляторные и кодирующие функции (присутствуют не у всех бактерий).

У многих бактерий присутствуют один или несколько жгутиков. Их длина может быть намного больше размера самой бактерии.

Строение бактерии

Помимо жгутиков, на теле бактерии находятся более короткие и тонкие нитевидные образования – пили. Жгутики являются инструментом для передвижения, а пили нужны, главным образом, для прикрепления бактерии к ткани.

Виды и формы бактерий

Различают бактерии по многим признакам. Например, по характеру воздействия они бывают вредными (болезнетворными) или полезными (к ним относятся, например, пробиотики, бактерии для септиков и др.).

Строение бактерии

По типу питания – автотрофными (синтезирующими органические вещества) или гетеротрофными (питающимися готовой органикой).

Часто бактерии различают по их форме. В переводе с древнегреческого «бактерия» означает «палочка», но на самом деле конфигурация микробов гораздо разнообразней, что видно из нижеприведённой таблицы.

Вид бактерии Кокки Бацилла Вибрион Спирилла Стрепто-кокки Стафи-лококки Дип-лококки
Форма тела Шар Палочка Запятая Спираль Цепочкакокков Гроздькокков Сдвоенныешары
Строение бактерии

Способы питания

По способу питания бактерии подразделяются на автотрофы (питают себя сами) и гетеротрофы (питаются за счёт других).

Автотрофы не нуждаются в продуктах, произведённых другими живыми организмами. Главным (а иногда и единственным) источником углерода для них служит диоксид этого химического элемента (СО2).

Строение бактерии

Используя диоксид углерода в совокупности с некоторыми неорганическими соединениями (такими как аммиак, сера и др.), бактерии с помощью сложных химических реакций синтезируют нужные им биохимические компоненты.

Гетеротрофы, будучи неспособными обеспечить себя сами, в качестве главного источника углерода используют углеродосодержащие вещества (в частности, сахар), произведённые другими представителями флоры и фауны.

Образование спор

Не всегда бактерии находятся в оптимальных условиях для их существования. Часто они могут попадать в неблагоприятные условия, и тогда у некоторых из них происходит образование спор.

Как протекает процесс образования спор? Рассмотрим основные этапы образования спор.

Попав в плохие условия, например, резкие перепады температур, недостаток влаги или пищи, они перестают двигаться и питаться. Цитоплазма внутри клетки сдавливается и формируется очень крепкая оболочка. Подобная форма жизни бактерий получила название спора.

Подобным образом,микроорганизмы могут вынести высыхание, холод. В таком состоянии организм находится в покое – все процессы жизнедеятельности замедляются. Сравнить можно с зимней спячкой у животных.

В виде покоящихся спор бактерии переживают неблагоприятные условия. Вместе с пылью споры разносятся ветром. Попав в хорошие условия для жизни, споры превращаются в бактерии. Поэтому способ образования спор обеспечивает бактериям жизнь на планете.

Где живут микробы и какую пользу/вред они приносят?

Микроорганизмы распространены повсеместно, обитают везде, где есть вода, включая горячие источники, дно мирового океана, а также глубоко внутри земной коры. Исключение составляют лишь кратеры действующих вулканов и небольшие площадки в эпицентрах взорванных атомных бомб.

Микробы в почве:

  • превращают перегной в различные минеральные вещества, которые потом могут быть поглощены из почвы корнями растений;
  • поглощают азот из воздуха, выделяя азотные соединения, и, таким образом, обогащают почву и способствуют повышению урожая.
Читайте также:  Дозировка и способы применения препарата хондрогард

Микробы в воде:

  • окисляют сероводород до серной кислоты и предотвращают замор рыбы;
  • очищают воду от различных отходов. Справка Микроорганизмы — название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер — менее 0,1 мм). К микроорганизмам относятся разные бактерии и простейшие, а также микроскопические водоросли и грибки. Микроорганизмы, вызывающие болезни, называются патогенными или болезнетворными.

Микробы в воздухе:

  • патогенные микробы могут быть опасными, так как могут служить источником инфекционного заболевания.

В организме человека:

  • лактобактерии способны преобразовывать углеводы в молочную кислоту, которая препятствует развитию вредных микробов;
  • снабжают организм человека естественными антибиотиками;
  • принимают участие в процессах синтеза различных витаминов;
  • благотворно влияют на функцию опорожнения кишечника;
  • оказывают стимулирующее действие на иммунную систему организма.

Выводы

После всего  написанного, думаю, у многих не останется вопросов в том, что такое вирусы и бактерии: в чем разница и как защищаться. Часто это только специфическая защита, универсальных способов иногда не бывает.

Но в целом, это – соблюдение гигиены, ведение здорового образа жизни, и – вакцинация. Всегда будьте бдительны, но не паникуйте. Как говорил царь Соломон: «Все проходит, и это тоже пройдет»

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Владимир ЕкимовРазрабатываю промышленные системы автоматизации. Создаю сайты. Пишу статьи для сайтов, книги, люблю путешествовать. Опыт ЗОЖ более 17 лет. Владимир Екимов недавно публиковал (посмотреть все)

  • Комплексы упражнений на развитие выносливости. 3 простых и эффективных комплекса
  • Магнитный корректор осанки Spine что это, применение, как купить?
  • Упражнения в домашних условиях на выносливость, гибкость и силу. Особенности для мужчин и женщин

Конспект урока по биологии на тему “Царство Вирусы”

Предмет, класс

Биология, 7класс

Тема урока,

№ урока по теме

Царство ВИРУСЫ.

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока

Цель урока

Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Раскрыть особенности

Строения вирусов, познакомить с историей открытия вирусов.

Развивать умение узнавать изученные организмы, обосновывать их принадлежность к определенной систематической группе.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point, экран.

Образовательные ресурсы Интернет

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

КМ Школы.

Цель

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих.

Домашнее задание.

Длительность этапа

3 мин.

Основные виды деятельности преподавателя

Объяснение домашнего задания

Вступительное слово учителя

Настрой учащихся на работу, постановка целей урока

Стихийным злом эволюции назвали учёные сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения. Значение их огромно и многое ещё не известно об этих загадочных существах нашей планеты.

Тема урока.

Тема: «Царство ВИРУСЫ». (Слайд №1)

Изучение нового материала, проверка домашнего задания.

Цель

Конспект урока по биологии на тему “Царство Вирусы”

Длительность этапа

17 мин.

Вашим домашним заданием было подготовка сообщений на тему «История открытия вирусов», и «Известные болезни XX и XXI в.в. вызванные вирусами». Сообщение мы заслушаем в течении урока, а сейчас давайте посмотрим как богат и разнообразен мир вирусов.(Слайд№2)

Читайте также:  Сколько прививок делают ребенку до года и как это влияет на малыша

Участие в беседе, сообщение учащихся «История открытия вирусов»,

Организация, обобщение, контроль усвоения

Из этого сообщения мы можем сделать вывод :

1)Вирусы, мельчайшие возбудители инфекционных болезней.

2)Зараженный сок растений, пропущенный через специальный фильтры, задерживающие бактерии, сохраняет способность вызывать то же заболевание у здоровых растений.

3)Практически все вирусы по своему размеру меньше, чем бактерии, величина вирусов варьируется от 20 до 300нм. (Слайд №3-4)

Все вирусы делятся на две большие группы ДНК-содержащие и РНК – содержащие. Они не имеют клеточного строения, представляют собой автономные генетические структуры , не способные , однако развиваться вне клетки.

Давайте рассмотрим химический состав вирусов.(Слайд №5).

Вирусы состоят из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Белковая оболочка носит название капсид (от. лат. –вместилище). Сложноорганизованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую. Их наружная оболочка является фрагментом ядерной или цитоплазматической мембраны клетки хозяина, из которой вирусы выходят во внеклеточную среду.

Взаимодействие вирусов и клетки. (Слайд №6).

По типу паразитирования вирусы делятся на 3 большие группы:

1)вирусы паразитирующие на бактериях(бактериофаги);

2)вирусы паразитирующие на растениях (вироиды)

состоят из одной, замкнутой в кольцо РНК;

3) вирусы паразитирующие на животных.(Слайд №7)

Механизм проникновения вируса в клетку делает инфекционный процесс специфичным. (так, вирус А или В проникает и размножается только в клетках печени.

А теперь давайте послушаем сообщения о таких вирусах. (сообщение учащихся «Вирус СПИДа», «Вирус Гепатита А и В», «Вирус Гриппа») слайд № 8-9.

Закрепление изученного материала

Цель

Длительность этапа

15 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Слушатели

Репродуктивный: восприятие и фиксация материала

Промежуточный контроль

Вопросы модуля.

Устный контроль

Цель

Длительность этапа

5 мин.

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирующие, оценочные

Основные виды деятельности преподавателя

Анализ результатов

Завершающий контроль

Выставление оценок в журнал и дневник

Чем нужно лечить вирусы, а чем — бактериальную инфекцию?

После того, как врач точно установил – природу происхождения заболевание у пациента – нужно более детально обследовать больного на предмет определения возбудителя бактериальной инфекции, так как назначение лечения будет зависеть именно от этого. В основном их лечат с помощью антибиотиков широкого спектра действий, в том числе пенициллиновой группы или цефалоспоринами третьего поколения. При кишечных инфекциях еще необходима строгая диета.

При вирусных инфекциях врач назначает жаропонижающие и болеутоляющие препараты, антигистаминные средства, капли в нос, сиропы от кашля и боли в горле. Возбудитель должна побороть сама иммунная система. Ни в коем случае нельзя пить антибиотики, так как можно только усугубить ситуацию, навредив почкам, желудку, печени.

Существуют препараты, которые так и называются – противовирусные и противобактериальные.

Назначение и описание пробиотиков второго поколения

В отличие от первой группы, пробиотики второго поколения не содержат полезных живых бактерий, но включают другие микроорганизмы, способные подавлять и уничтожать патогенную микрофлору — дрожжеподобные грибы и споры бацилл.

Применяют в основном для терапии детей с легкой формой дисбактериоза и кишечными инфекциями. Продолжительность курса следует соблюдать не более семи дней, затем переходить на живые бактерии первой группы. Бактисубтил (французский препарат) и Флонивин БС содержат споры бациллы с широким спектром антибактериального действия.

Назначение и описание пробиотиков второго поколения

Внутри желудка споры не разрушаются соляной кислотой и ферментами, доходят неповрежденными в тонкий кишечник