Многообразие органического мира и его классификация #1

Настоящие бактерии. «Это мельчайшие прокариотические организмы, имеющие клеточное строение. По причине микроскопических размеров клеток от 0,1 до 10—3 0 мкм бактерии получили название микробов или микроорганизмов.

Многообразие органического мира

Многообразие живых организмов нашей планеты обусловлено множеством факторов. Это уровни их организации: например могут быть доклеточные формы жизни как вирусы и бактериофаги, а также доядерные организмы такие как прокариоты. Также в пример одноклеточные эукариоты такие как протисты,  или многоклеточные эукариоты в пример можно привести представителей грибов растительного и животного мира. Многообразие форм организмов определяет и среда их обитания. Они заселяют все среды — воздух, воду и почву. Различны и их размеры. Вирусы и бактерии можно увидеть в электронный микроскоп, а протисты, некоторые кишечнополостные, черви и членистоногие — в световой микроскоп. Так же отдельные виды животных и растений могут достигать и гигантских размеров. Гигантские животные — киты, жирафы, слоны. К гигантским растениям относят например баобаб и секвойю. Проблема изучения огромной массы представителей органического мира при его многообразии требует систематики и разработки определенной их классификации.

Читайте: Иксодовый клещ как переносчик опасных заболеваний.

Кто такие настоящие бактерии?

Термин эубактерии (лат. Eubacterium) также употребляется как синоним термина «бактерии», обозначает домен (надцарство) прокариотных (безъядерных) микроорганизмов, чаще всего одноклеточных и подчеркивает отличие «настоящих бактерий» от «архебактерий» (археев). В связи с отсутствием среди ученых единого взгляда на систематику живых организмов, термином эубактерии иногда называются другие подобные крупнейшие группы микроорганизмов.

Среды обитания

Эубактерии относятся к основной резидентной микрофлоре как тонкой, так и толстой кишки человека.

Эубактерии — нормальная микрофлора человека.

Эубактерии редко встречаются у детей, находящихся на грудном вскармливании, в то же время могут выявляться у детей, находящихся на искусственном вскармливании в количестве, соответствующем норме взрослого человека. В кале здоровых людей обнаруживается следующее количество эубактерий:

  • у детей первого года — 106-107 КОЕ/г
  • у детей старше года и взрослых, включая пожилых — 109-1010 КОЕ/г

Эубактерии входят в состав микрофлоры влагалища у четверти всех здоровых женщин.

Эубактерии — причина заболеваний человека

Примерно половина видов эубактерий могут участвовать в развитии воспаления ротовой полости, формировании гнойных процессов в плевре и легких, инфекционного эндокардита, артрита, инфекций мочеполовой системы, бактериального вагиноза, сепсиса, абсцессов мозга и прямой кишки, послеоперационных осложнений.

Антибиотики, активные в отношении эубактерий

Антибактериальные средства, активные в отношении эубактерий: кларитромицин, метронидазол, клиндамицин.

Царство Животные

В это Царство входят все . Эти многоклеточные эукариоты зависят от растений и других организмов для поддержания жизнедеятельности. Большинство животных обитают в водных средах и варьируются от крошечных тихоходок до чрезвычайно больших голубых китов.

  • Домен: Эукариоты;
  • Организмы: млекопитающие, амфибии, губки, насекомые, черви;
  • Тип клетки: эукариотическая;
  • Обмен веществ: кислород необходим для метаболизма;
  • Способ питания: проглатывание;
  • Размножение: у большинства животных половое размножение, но у некоторых встречается бесполое.
Читайте также:  В кисломолочных продуктах содержится лактоза

В настоящее время на Земле описано более 2,5 млн видов живых организмов. Однако реальное число видов на Земле в несколько раз больше, так как многие виды микроорганизмов, насекомых и др. не учтены. Кроме того, считается, что современный видовой состав — это лишь около 5% от видового разнообразия жизни за период ее существования на Земле. Для упорядочения такого многообразия живых организмов служат систематика, классификация и таксономия.

Систематика — раздел биологии, занимающийся описанием, обозначением и классификацией существующих и вымерших организмов по — распределение всего множества живых организмов по определённой системе иерархически соподчинённых групп — — раздел систематики, разрабатывающий теоретические основы классификации. Таксон — искусственно выделенная человеком группа организмов, связанных той или иной степенью родства, и в то же время достаточно обособленная, чтобы ей можно было присвоить определённую таксономическую категорию того или иного ранга.

В современной классификации существует следующая иерархия таксонов:

  • царство;
  • отдел (тип в систематике животных);
  • класс;
  • порядок (отряд в систематике животных);
  • семейство;

Кроме того, выделяют промежуточные таксоны: над- и подцарства, над- и подотделы, над- и подклассы и т. д.

Систематика живых организмов постоянно изменяется и обновляется. В настоящее время она имеет следующий вид:

  • Неклеточные формы

    Царство Вирусы

  • Клеточные формы
    • Надцарство Прокариоты (Procariota):
      • царство Бактерии (Bacteria, Bacteriobionta ),
      • царство Архебактерии (Archaebacteria, Archaebacteriobionta ),
      • царство Прокариотические водоросли
        • отдел Сине-зелёные водоросли, или Цианеи (Cyanobionta );
        • отдел Прохлорофитовые водоросли, или Прохлорофиты (Prochlororhyta ).
    • Надцарство Эукариоты (Eycariota)
      • царство Растения (Vegetabilia, Phitobiota или Plantae ):
        • подцарство Багрянки (Rhodobionta );
        • подцарство Настоящие водоросли (Phycobionta );
        • подцарство Высшие растения (Embryobionta );
      • царство Грибы (Fungi, Mycobionta, Mycetalia или Mycota ):
        • подцарство Низшие грибы (одноклеточные) (Myxobionta );
        • подцарство Высшие грибы (многоклеточные) (Mycobionta );
      • царство Животные (Animalia, Zoobionta )
        • подцарство Простейшие, или Одноклеточные (Protozoa, Protozoobionta );
        • подцарство Многоклеточные (Metazoa, Metazoobionta ).

Ряд учёных выделяет в надцарстве Прокариоты одно царство Дробянки, которое включает три подцарства: Бактерии, Архебактерии и Цианобактерии.

Место обитания

В силу простоты организации и неприхотливости бактерии широко распространены в природе. Бактерии обнаружены везде:

в капле даже самой чистой родниковой воды,

в крупинках почвы,

в воздухе,

на скалах,

в полярных снегах,

в песках пустынь,

на дне океана,

в добытой с огромной глубины нефти и

даже в воде горячих источников с температурой около 80ºС.

Обитают они на растениях, плодах,

у различных животных и

у человека в кишечнике, ротовой полости, на конечностях, на поверхности тела.

Бактерии – самые мелкие и самые многочисленные живые существа. Благодаря малым размерам они легко проникают в любые трещины, щели, поры. Очень выносливы и приспособлены к различным условиям существования. Переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90ºС, не теряя при этом жизнеспособность. Практически нет места на Земле, где не встречались бы бактерии, но в разных количествах. Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород воздуха, другие в нём не нуждаются и способны жить в бескислородной среде.

Читайте также:  8 эффективных народных средств борьбы с язвенной болезнью

В воздухе: бактерии поднимаются в верхние слои атмосферы до 30 км и больше.

Особенно много их в почве. В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий.

В воде: в поверхностных слоях воды открытых водоёмов. Полезные водные бактерии минерализуют органические остатки.

В живых организмах: болезнетворные бактерии попадают в организм из внешней среды, но лишь в благоприятных условиях вызываю заболевания. Симбиотические живут в органах пищеварения, помогая расщеплять и усваивать пищу, синтезируют витамины.

Литература

Это заготовка статьи по биологии. Вы можете помочь проекту, дополнив примечание по возможности следует заменить более точным.
Таксономические ранги
  • Домен (Надцарство)
  • Царство
  • Подцарство
  • Надтип/Надотдел
  • Тип/Отдел
  • Подтип/Подотдел
  • Инфратип
  • Надкласс
  • Класс
  • Подкласс
  • Инфракласс
  • Надотряд/Надпорядок
  • Отряд/Порядок
  • Подотряд/Подпорядок
  • Инфраотряд
  • Секция
  • Подсекция
  • Надсемейство
  • Семейство
  • Подсемейство
  • Надтриба
  • Триба
  • Подтриба
  • Род
  • Раздел
  • Подраздел
  • Подрод
  • Надсекция
  • Секция
  • Подсекция
  • Ряд
  • Подряд
  • Вид
  • Подвид
  • Вариетет/Разновидность
  • Подразновидность
  • Форма
  • Подформа
  • Таксономия
  • Биноминальная номенклатура

Размножение

В условиях, благоприятных для размножения, оно осуществляется почкованием или вегетативно. Бесполое размножение происходит в такой последовательности:

  1. Клетка бактерии достигает максимального объема и содержит необходимый запас питательных веществ.
  2. Клетка удлиняется, посередине появляется перегородка.
  3. Внутри клетки происходит дележ нуклеотида.
  4. ДНК основная и отделенная расходятся.
  5. Клетка делится пополам.
  6. Остаточное формирование дочерних клеток.
Размножение

При таком способе размножения нету обмена генетической информацией, поэтому все дочерние клетки будут точной копией материнской.

Процесс размножения бактерий в неблагоприятных условиях более интересен. О способности полового размножения бактерий ученые узнали сравнительно недавно – в 1946 году. У бактерий нет разделения на женские и половые клетки. Но ДНК у них встречается разнополое. Две такие клетки при приближении друг к другу образовывают канал для передачи ДНК, происходит обмен участками – рекомбинация. Процесс довольно длительный, результатом которого являются две совершенно новые особи.

Большинство бактерий очень сложно увидеть под микроскопом, так как они не имеют своей окраски. Немногие разновидности имеют пурпурный или зеленый окрас, благодаря содержанию в них бактериохлорофилла и бактериопурпурина. Хотя если рассматривать некоторые колонии бактерий, становится ясно, что они выделяют окрашиваемые вещества в среду обитания и приобретают яркую окраску. Для того, чтобы подробней изучать прокариотов, их окрашивают.

Размножение

Фотографии бактерий под микроскопом

Конспект урока по биологии на тему “Царство Вирусы”

Предмет, класс

Биология, 7класс

Тема урока,

№ урока по теме

Царство ВИРУСЫ.

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока

Цель урока

Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Раскрыть особенности

Строения вирусов, познакомить с историей открытия вирусов.

Развивать умение узнавать изученные организмы, обосновывать их принадлежность к определенной систематической группе.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point, экран.

Образовательные ресурсы Интернет

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

КМ Школы.

Цель

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих.

Домашнее задание.

Длительность этапа

3 мин.

Основные виды деятельности преподавателя

Объяснение домашнего задания

Вступительное слово учителя

Настрой учащихся на работу, постановка целей урока

Стихийным злом эволюции назвали учёные сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения. Значение их огромно и многое ещё не известно об этих загадочных существах нашей планеты.

Тема урока.

Тема: «Царство ВИРУСЫ». (Слайд №1)

Изучение нового материала, проверка домашнего задания.

Цель

Конспект урока по биологии на тему “Царство Вирусы”

Длительность этапа

17 мин.

Вашим домашним заданием было подготовка сообщений на тему «История открытия вирусов», и «Известные болезни XX и XXI в.в. вызванные вирусами». Сообщение мы заслушаем в течении урока, а сейчас давайте посмотрим как богат и разнообразен мир вирусов.(Слайд№2)

Участие в беседе, сообщение учащихся «История открытия вирусов»,

Организация, обобщение, контроль усвоения

Из этого сообщения мы можем сделать вывод :

1)Вирусы, мельчайшие возбудители инфекционных болезней.

2)Зараженный сок растений, пропущенный через специальный фильтры, задерживающие бактерии, сохраняет способность вызывать то же заболевание у здоровых растений.

3)Практически все вирусы по своему размеру меньше, чем бактерии, величина вирусов варьируется от 20 до 300нм. (Слайд №3-4)

Все вирусы делятся на две большие группы ДНК-содержащие и РНК – содержащие. Они не имеют клеточного строения, представляют собой автономные генетические структуры , не способные , однако развиваться вне клетки.

Давайте рассмотрим химический состав вирусов.(Слайд №5).

Вирусы состоят из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Белковая оболочка носит название капсид (от. лат. –вместилище). Сложноорганизованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую. Их наружная оболочка является фрагментом ядерной или цитоплазматической мембраны клетки хозяина, из которой вирусы выходят во внеклеточную среду.

Взаимодействие вирусов и клетки. (Слайд №6).

По типу паразитирования вирусы делятся на 3 большие группы:

1)вирусы паразитирующие на бактериях(бактериофаги);

2)вирусы паразитирующие на растениях (вироиды)

состоят из одной, замкнутой в кольцо РНК;

3) вирусы паразитирующие на животных.(Слайд №7)

Механизм проникновения вируса в клетку делает инфекционный процесс специфичным. (так, вирус А или В проникает и размножается только в клетках печени.

А теперь давайте послушаем сообщения о таких вирусах. (сообщение учащихся «Вирус СПИДа», «Вирус Гепатита А и В», «Вирус Гриппа») слайд № 8-9.

Закрепление изученного материала

Цель

Длительность этапа

15 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Слушатели

Репродуктивный: восприятие и фиксация материала

Промежуточный контроль

Вопросы модуля.

Устный контроль

Цель

Длительность этапа

5 мин.

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирующие, оценочные

Основные виды деятельности преподавателя

Анализ результатов

Завершающий контроль

Выставление оценок в журнал и дневник